Перейти на главную страницу Карта сайта Написать нам письмо Поиск по сайту Версия документа для печати
28 марта 2024 г.
         
ГЛАВНАЯПРОДУКТЫРЕШЕНИЯОБУЧЕНИЕЗАГРУЗИТЬПОДДЕРЖКАПРАЙС-ЛИСТО КОМПАНИИКОНТАКТЫ
+7 (812) 347-79-77
Отдел продаж
+7 (812) 309-73-86
Тех. поддержка
пн-пт 09.30 до 18.30
Онлайн консультант
Вызов консультанта
30.08.2018
Семинар «Усиление продаж с помощью CRM технологии».
>>>
03.08.2018
Доставка грузов контейнером
>>>
Компания «АСУ XXI век»
Эксперты в области продаж, сервиса
и управленческого учета.
«Бриллиантовые продажи» —
методика учета и увеличения продаж.
Принципиально новая услуга компании «АСУ XXI век».
«Экспресс-Контакт» —
эффективная CRM-система учета клиентов и увеличения продаж.
«Экспресс-Управление» —
новейшая информационная система для повышения доходности бизнеса.
Компания «АСУ XXI век»
Эксперты в области продаж, сервиса
и управленческого учета.
Подробнее о компании...
1 234

Оперативное управление денежными потоками

Пример регламента определения приоритета платежей торговой компании

Каждой статье расходования денежных средств присваивается один из следующих платежных приоритетов:

  • приоритет первой очереди - платежи, задержка по которым может вызвать серьезные негативные последствия для компании, например штрафные санкции или ухудшение деловой репутации. К таким платежам относятся оплата налогов и погашение кредитов. Оплачиваются финансовой службой строго в соответствии со сроком платежа, указанным в заявке;
  • приоритет второй очереди - платежи, по которым допустима задержка оплаты на срок до трех банковских дней без серьезных негативных последствий для компании (выплата заработной платы, оплата основным поставщикам);
  • приоритет третьей очереди - платежи, по которым допустим перенос сроков оплаты более чем на три банковских дня. При невыполнении плана поступлений по выручке финансовая служба имеет право инициировать сокращение таких статей в бюджете или отмену таких платежей. Если финансовая служба изменила сроки платежа, указанные его инициатором в заявке на оплату, то она обязательно извещает инициатора об этом.

Приоритет платежей

На практике нередко возникает ситуация, когда план поступлений не выполняется, а план расходования денежных средств исполняется в полном объеме, соответственно общая сумма заявок на оплату превышает реальное поступление денежных средств. Чтобы избежать кассовых разрывов, целесообразно ранжировать все платежи по степени их приоритетности или значимости. Статьи с наиболее высоким приоритетом оплачиваются в обязательном порядке, статьи с пониженным приоритетом - при выполнении дополнительных условий. Например, заявки на оплату задолженности перед основными поставщиками продукции, налогов и др. оплачиваются в первую очередь, тогда как расходы на обучение, модернизацию оргтехники финансируются при выполнении плана продаж не менее чем на 90% (см. "Пример регламента определения приоритета платежей торговой компании").

По мнению Антона Ходарева, финансового директора компании "Сапсан", в условиях нехватки денежных средств в первую очередь должны осуществляться выплаты по тем обязательствам, нарушение которых приведет к наибольшим финансовым потерям (выраженным в пенях и штрафах, простоях производства и др.).

Личный опыт

Александр Зайцев, заместитель директора казначейства ОАО "Аэрофлот"
Приоритетность платежей в нашей компании определяется сроками оплаты счетов и договоров, учитываемыми при составлении платежного календаря, который и устанавливает внутреннюю очередность платежей. Статьи расходов, позволяющие при необходимости сдвигать сроки оплаты счетов, предоставляют возможность для маневра при временном недостатке средств

Федор Башкиров, начальник казначейства аграрной инвестиционной компании "АГРИКО" (Москва)
Очередность платежей в нашей компании определяется согласно текущему исполнению месячного бюджета движения денежных средств, в котором выплаты привязаны к соответствующим поступлениям. При этом учитываются условия расчетов по договорам и требования законодательства относительно крайних сроков уплаты налогов (например НДС).

Кроме того, высшее руководство обладает полномочиями по изменению очередности платежей. Например, финансовый руководитель может поставить в "первую" очередь платеж, однако должен обязательно определить, за счет каких источников (в том числе дополнительных) он будет осуществлен или взамен какого платежа он может быть произведен без ущерба для финансовой устойчивости предприятия.

Формирование платежного календаря

Основная цель платежного календаря - формирование графика денежных потоков на ближайший период (от нескольких рабочих дней до одного месяца) таким образом, чтобы гарантировать оплату всех необходимых платежей, минимизировать излишки денежных средств на счетах и избежать кассовых разрывов.

Платежный календарь может иметь разное представление в зависимости от специфики бизнеса и предпочтений соответствующих сотрудников. Однако он обязательно должен содержать данные о поступлениях и выбытиях, а также о плановых остатках денежных средств обычно с разбивкой по дням и их источникам (см. табл. 2).

При формировании платежного календаря на месяц потребуется смоделировать распределение запланированных денежных потоков по неделям и дням (см. табл. 3). Понимание распределения расходов во времени поможет выявить наиболее рисковые с точки зрения возникновения кассовых разрывов моменты и провести мероприятия по перераспределению бремени платежей, например разнести на разные недели выплату заработной платы и перечисление в бюджет налогов, вовремя воспользоваться кредитом.

Таблица 2. Пример платежного календаря, тыс. у.е.

Статья Дата/план-факт Итого за месяц Прогноз откл. от бюджета
  1 июня 2 июня 4 июня 5 июня 6 июня 9 июня : 30 июня    
  факт факт факт план план план : план    
Текущая деятельность
Поступления от клиентов 120 100 90 100 100 100   100 918 -82
Прочие поступления 28               78 -2
Итого поступления 148 100 90 100 100 100   100 996 -84
Оплата основным поставщикам     -50   -90 -100   -150 -500 -50
Заработная плата -98               -98 2
Премии                 -30 0
НДС                 -40 0
Налог на прибыль                 -20 0
Расходы на рекламу       -10       -5 -15 0
Аренда               -20 -20 -20
Хозрасходы   -9       -10   -10 -29 1
...                    
Итого выбытия -98 -9 -50 -10 -90 -110 ... -185 -752 -67
Сальдо по текущей деятельности 50 91 40 90 10 -10 ... -85 304 -246
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
Сальдо на конец периода 6 2 2 2 22 22   22 22 12

Таблица 3. Пример распределения платежей, тыс. у.е.

Статья Способ распределения Итого за месяц Неделя/кол-во рабочих дней
    1/5 2/4 3/5 4/6  
Поступления от клиента Пропорционально количеству рабочих дней 1000 250 200 250 300
Налоги с ФОТ 2-я неделя; до 15-го календарного дня месяца -6   -6    
НДС 3-я неделя; до 20-го календарного дня месяца -30     -30  
Аренда офиса 4-я неделя; до конца месяца -8       -8
Реклама, оплата за выставку 2-я неделя; до 10-го календарного дня месяца -10   -10    
Реклама, оплата буклетов 4-я неделя (в соответствии с договором) -4       -4
Оплата основным поставщикам В соответствии с графиком закупок и договором (50% - предоплата за 2 недели до поставки, 50% - в течение трех дней с даты поставки) -800 -200 -150 -200 -250
Хозяйственные расходы Еженедельно равными долями -2 -0,5 -0,5 -0,5 -0,5
Заработная плата 1-я неделя; 2-й рабочий день месяца -20 -20      
Непредвиденные расходы Еженедельно равными долями -2 -0,5 -0,5 -0,5 -0,5

Платежный календарь составляется на основании заявок на оплату, поданных и утвержденных в соответствии с регламентом прохождения платежей в компании. Все заявки регистрируются в реестре, в котором отражается необходимая информация о ходе согласования и оплате каждой из них (см. табл. 4).

Реестр может содержать и другую аналитическую информацию, необходимую для оперативного управления платежами, например название центра финансовой ответственности, к которому относится заявленный платеж, валюту платежа и соответствующий курс к валюте бюджетирования, название юридического лица, от имени которого будет осуществляться платеж, доступный лимит по статье платежа.

Личный опыт

Александр Иванов, начальник финансового отдела ОАО "Кулебакский металлургический завод"
Основным документом, определяющим величину и структуру платежей в текущем периоде, является платежный баланс предприятия. Он формируется на каждый календарный месяц плановым отделом на основании представленных соответствующими службами данных о планируемых объемах и условиях продаж продукции, закупок сырья и материалов, об объемах основного и вспомогательного производств, о фонде оплаты труда, начислении налогов и т.д. Платежный баланс предусматривает как суммы первоочередных платежей, так и выплат, относящихся ко второй очереди

Александр Романов, начальник отдела финансового контроллинга и прогнозирования департамента корпоративных финансов ОАО "Российские железные дороги"
В ОАО "РЖД" бюджет движения денежных средств (БДДС) представляет собой детализированный план, который строится в разрезе функциональных статей.
БДДС состоит из доходной и расходной частей, причем возможность финансирования ключевых расходных статей увязана с выполнением плана взыскания денежных средств по доходным статьям. Плановый БДДС формируется департаментом корпоративных финансов и доводится до филиалов компании до начала планируемого периода (квартал с разбивкой по месяцам). Контролирует исполнение БДДС департамент "Казначейство", к региональным представительствам которого "привязан" каждый филиал компании. За счет прямого подчинения аппарату управления ОАО "РЖД" этот контрольный орган не зависит от руководства региональных филиалов, что практически полностью исключает влияние "человеческого фактора". Департамент "Казначейство" контролирует исполнение БДДС и выявляет причины отклонений, а также предварительно анализирует каждую заявку на платеж на предмет соответствия бюджетам. Кроме того, между ОАО "РЖД" и банками, обслуживающими счета компании, заключены договоры банковского счета, предусматривающие невозможность приемки банком платежного поручения подразделения ОАО "РЖД" без его предварительного акцепта региональным казначеем.


Страницы: 1 23 4

"Ожидаемым эффектом от применения CRM-модуля в компании являлось улучшение качества обслуживания клиентов, повышение оперативности управления процессом продажи, планирование в краткосрочной и долгосрочной перспективе."
"Помогла наладить более четкую связь инженеров по продажам, их взаимозаменяемость, облегчив контроль за исполнением поставленных задач."
Объявления
Кирпич Неклиновский М-125 (425 шт) в ДНР Компания «ХОХТОРГ» реализует продукцию Неклиновского завода по низким ценам. У нас можно заказать кирпич от производителя и прочие строительные материалы с доставкой в ДНР, по Таганрогу и Ростовской области. Для уточнения подробностей сотрудничества звоните по телефону 8 800 302 15 20.


7 мая 2016г.
0.0174 (0.0028)