Перейти на главную страницу Карта сайта Написать нам письмо Поиск по сайту Версия документа для печати
27 апреля 2017 г.
         
ГЛАВНАЯПРОДУКТЫРЕШЕНИЯОБУЧЕНИЕЗАГРУЗИТЬПОДДЕРЖКАПРАЙС-ЛИСТО КОМПАНИИКОНТАКТЫ
+7 (812) 347-79-77
Отдел продаж
+7 (812) 309-73-86
Тех. поддержка
пн-пт 09.30 до 18.30
Онлайн консультант
Вызов консультанта
Поиск
14.04.2017
Биткоин как финансовый инструмент
>>>
11.04.2017
Лизинг персонала.
>>>
Компания «АСУ XXI век»
Эксперты в области продаж, сервиса
и управленческого учета.
«Бриллиантовые продажи» —
методика учета и увеличения продаж.
Принципиально новая услуга компании «АСУ XXI век».
«Экспресс-Контакт» —
эффективная CRM-система учета клиентов и увеличения продаж.
«Экспресс-Управление» —
новейшая информационная система для повышения доходности бизнеса.
Компания «АСУ XXI век»
Эксперты в области продаж, сервиса
и управленческого учета.
Подробнее о компании...
1 234

Зачем предприятию управленческий учет?

Е. Бреслав, www.intalev.ru

Учет и управление предприятием

Цикл управления предприятием состоит из нескольких этапов (рис. 1), которые соответствуют известным по учебникам менеджмента функциям управления:

Функции управления

Этапы цикла управления

принятие решения Целеполагание и планирование
организация Организация и исполнение планов
регулирование или контроль сверху Контроль за исполнением
учет
обратная связь (контроль снизу) Анализ, управленческое воздействие на ход исполнения планов и корректировка планов и/или целей

Не останавливаясь на каждом из этапов, обратите внимание на функцию учета: это совершенно особая функция управления, смысл которой заключается в формировании представления о ситуации. Это деятельность руководства по сбору и обработке информации как о предприятии, так и о самом управлении, и об окружающей их обоих среде. От того, насколько отображение будет адекватным самой ситуации, решительно зависит эффективность управления предприятием. Именно эта функция предшествует осуществлению всех остальных и поэтому охватывает несколько этапов в цикле управления – планирование, исполнение, контроль за ним, анализ и корректировка планов или целей.

Бухгалтерский учет, который обязаны вести все предприятия, имеет своей целью создание соответствующего образа предприятия в сознании прежде всего государственных налоговых органов и только потом – в сознании руководства. С позиций бухгалтерского учета предприятия не просто равны, а одинаковы. Ни отраслевой специфике, ни тем более специфике предприятия здесь просто нет места. Поэтому для полноценного управления предприятием требуется постановка управленческого учета, что является во многих случаях обязательным условием принятия адекватных управленческих решений.


Рисунок 1. Схема цикла управления предприятием.

Управленческий учет был создан не как альтернатива бухгалтерскому, а как его новое издание, «улучшенное и дополненное» с целью облегчить жизнь лицу, принимающему решения (ЛПР). поэтому давайте разберем основные проблемы, требующие обязательного использования управленческого учета. Рассматривать мы их будем в привычном многим бухгалтерском порядке: вначале по строкам Отчета о прибыли и убытках, потом – по разделам баланса.

Строка 10 – Все на свете имеет свою цену

Но не всегда эта цена отражается в документации. Причем речь даже не идет о каких-то злостных нарушениях, сокрытиях и иже с ними: гораздо чаще встречаются ситуации, когда в документации отражаются цены накладных, в то время как для принятия решений по управлению деятельностью руководителю нужно знать цены иные.

Примеры:

  • Представим себе компанию, которая является дочерним предприятием более крупной материнской компании и по своей сути – сборочный цех и отдел продаж готовой продукции. Такое предприятие получает в качестве полуфабрикатов продукцию головной компании по фиксированным ценам, т.е. официальным ценам отгрузки. Но в действительности цены именно для данного предприятия по договоренности могут быть иными и отражать специфику отношений именно этой компании с головным производством – налоговые нюансы, получение или возврат кредитов и многое другое.
  • Теперь представим себе противоположную ситуацию, в которой находится «головное предприятие», поставляющее продукцию дочерним (связанным) предприятиям по фиксированным официальным ценам. Эти цены могут быть установлены с учетом самых разных соображений: налогообложения головного предприятия и связанных предприятий (выгоднее занизить цены, если налоги меньше в связанных предприятиях, и завысить, если льготы по налогам есть у головной компании), дивидендной политики, кредитной политики и т.д. На основании этих фиксированных цен компания формирует свои доходы, в то время как реально требуется те доходы, которые были бы, если бы цены соответствовали всем оговоренным аспектам сотрудничества.

Если отвлечься от головной компании и связанных с нею многочисленных предприятий, то можно представить себе и более распространенный случай работы предприятия через оффшорную зону. Эта схема работы хотя и осуждается государством при помощи соответствующего налогообложения, но практикуется. и каждый раз при ее использовании встает вопрос: а каков же реальный финансовый результат работы? А если при помощи оффшора не только реализуется продукция, но и закупается сырье (так нередко бывает при реэкспорте), то руководство компании зачастую вообще не знает, на каком свете находится. Но к этому мы еще вернемся.

Строка 20 – Еще раз о себестоимости

Независимо от структуры себестоимости по отношению к ней временами встает вопрос о том, сколько стоит сырье и материалы, вложенные в данный товар (партию, заказ). Если в экономике отсутствует инфляция или ее темпы вполне пристойны, а ваша компания работает на материалах с устойчивыми ценами, но этот вопрос для вас носит праздный характер. Но если хотя бы одно из условий не соблюдается – либо инфляция существенна, либо цены изменчивы, - проблема знакома вам не понаслышке.

Бухгалтерский учет императивно предписывает предприятиям либо метод FIFO, либо списание по средневзвешенной цене. Первый метод, название которого расшифровывается как «первым пришел – первым убыл», предполагает, что на изготовление партии идет сырье, закупленное раньше всего и к моменту производства дольше всего находящееся на складе . Это нормальная практика, повторимся еще раз, в условиях стабильных цен. Это отличная вещь в условиях понижающихся цен, что свойственно высоким технологиям. Но если цены растут под воздействием инфляции или – особенно – под влиянием периодических биржевых колебаний, предприятию выгодно «придержать» ранее купленное сырье, а в производство пустить свежеприобретенное, дорогое. Тут бы использовать метод LIFO («первым пришел – первым выбыл»), но бухучет это воспрещает. Как компромисс разрешен метод списания по средневзвешенной цене… а вот в управленческом учете может быть установлен тот метод, который наилучшим образом отражает текущую ситуацию. например, на стадии подъема биржевых цен предприятие использует метод LIFO, на стадии снижения – FIFO и средневзвешенный – в периоды относительной стабилизации. Это позволит не только более корректно рассчитывать цену продукции, ее рентабельность и финансовый результат деятельности, но и лучше понимать, что происходит на складе.


Страницы: 1 2

"Программа "Экспресс-Финансы" позволяет быстро проводить обобщенный анализ расходования средств."
"Ожидаемым эффектом от применения CRM-модуля в компании являлось улучшение качества обслуживания клиентов, повышение оперативности управления процессом продажи, планирование в краткосрочной и долгосрочной перспективе."

7 мая 2016г.
0.0118 (0.0024)
//