Перейти на главную страницу Карта сайта Написать нам письмо Поиск по сайту Версия документа для печати
24 июня 2017 г.
         
ГЛАВНАЯПРОДУКТЫРЕШЕНИЯОБУЧЕНИЕЗАГРУЗИТЬПОДДЕРЖКАПРАЙС-ЛИСТО КОМПАНИИКОНТАКТЫ
+7 (812) 347-79-77
Отдел продаж
+7 (812) 309-73-86
Тех. поддержка
пн-пт 09.30 до 18.30
Онлайн консультант
Вызов консультанта
15.06.2017
Ставка по ипотеке от ВТБ теперь 10%!
>>>
14.04.2017
Биткоин как финансовый инструмент
>>>
Компания «АСУ XXI век»
Эксперты в области продаж, сервиса
и управленческого учета.
«Бриллиантовые продажи» —
методика учета и увеличения продаж.
Принципиально новая услуга компании «АСУ XXI век».
«Экспресс-Контакт» —
эффективная CRM-система учета клиентов и увеличения продаж.
«Экспресс-Управление» —
новейшая информационная система для повышения доходности бизнеса.
Компания «АСУ XXI век»
Эксперты в области продаж, сервиса
и управленческого учета.
Подробнее о компании...
1 234

Бюджетирование: старое понятие в новых формах

Ольга Кляшторная, эксперт компании "Русфининвест-Аудит",
сотрудник кафедры математической экономики МГИЭМ.

Наверное, каждому из нас случалось хотя бы раз допустить ошибку в расчете семейного бюджета. Расплатой за это становилась необходимость перед зарплатой занимать деньги у друзей или "выкручиваться" каким-либо иным способом. Выход нелегкий, но довольно очевидный — поиск дополнительных доходов, срочное сокращение семейных расходов. Между тем размер семейного бюджета — величина непрерывно наблюдаемая, благодаря чему имеется временной лаг для принятия решения.

А теперь представьте себе, что аналогичная ситуация сложилась на крупном предприятии. Естественно, что такого рода проблему в подобных масштабах решить куда сложнее. Тут-то на помощь и приходит бюджетирование.

Чем объясняется популярность в среде высшего менеджмента российских предприятий процедур бюджетирования? Что это — следование моде или объективная потребность? Если вспомнить, что сущность бюджетирования есть планирование деятельности, то ответ рождается сам собой: внедрение системы бюджетирования — насущная необходимость. Действительно, эффективное ведение бизнеса без планирования невозможно.

Но является ли "бюджетирование" новой и малознакомой руководству отечественных предприятий концепцией? Конечно же, нет. Большинству руководителей наверняка памятны пятилетние планы развития народного хозяйства СССР, которые предусматривали наличие годовых "техпромфинпланов" для каждого крупного предприятия. Переход к рыночной экономике изменил принципы анализа результатов деятельности предприятий, что повлекло за собой изменение целевых показателей, изменение факторов планирования и особенно их источников, но не отменило необходимости планирования.

Грамотное управление предприятием немыслимо без прогнозирования динамики внешних и внутренних факторов, определяющих величину получаемой прибыли, таких как объем рынка, динамика цен, конкуренция, снижение производительности оборудования, рост накладных издержек и т. д.

Бюджетирование можно определить как прогнозирование будущих финансовых показателей, денежных потоков, потребности в финансовых средствах, базирующееся на модели функционирования предприятия, с целью формирования планов и бюджетов различного уровня.

Таким образом, бюджетирование — это финансовое прогнозирование и планирование, не включающее в себя стратегическое планирование, но, несомненно, базирующееся на нем. Только стратегическое планирование определяет цели бизнеса на качественном уровне и будущие направления деятельности (выпуск новых продуктов, завоевание новых рынков, замена технологии выпуска и т. п.). Исходя из сформулированных стратегических целей, вырабатывают тактику поведения предприятия в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, после чего разрабатывают финансовую часть плана в виде системы бюджетов.

В управленческом учете под бюджетом понимают документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются.

Согласно определению американского Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету, бюджет — это "количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели" [2].

Классическая методика финансового анализа, составной частью которого и следует считать бюджетирование, предполагает разбиение подходов к финансовому прогнозированию и планированию на три категории.

  • Составление прогнозных финансовых документов. Прогнозные финансовые документы содержат предсказание того, какой станет финансовая отчетность в будущем при условии выполнения ряда предположений о предстоящей деятельности предприятия и его потребностях в дополнительном финансировании.
  • Формирование денежного бюджета. Денежный бюджет служит подробным прогнозом движения денежных средств.
  • Формирование оперативного (текущей деятельности) бюджета. Оперативный бюджет — это подробный прогноз величины и структуры доходов и расходов по подразделениям, служащий базой прогноза денежных потоков и, следовательно, основой составления прогнозных финансовых документов.

Бюджеты разрабатываются как в целом для организации, так и для ее структурных подразделений или отдельных функций деятельности. Основные функции бюджета таковы:

  • планирование операций, обеспечивающих достижение декларированных тактических целей;
  • координация различных видов деятельности и отдельных подразделений, согласование их интересов;
  • контроль текущей деятельности подразделений и предприятия в целом.

Разработка структуры бюджета предприятия и основных бюджетных форм естественным образом должна укладываться в рамки структуры существующей в организации системы управленческого учета. Подобная согласованность обусловлена тем, что управленческий учет призван обеспечивать все уровни управления предприятием информацией, необходимой для решения задач планирования, управления и контроля (в частности, задач бюджетирования).


Страницы: 1 2 3 4

"Помогла наладить более четкую связь инженеров по продажам, их взаимозаменяемость, облегчив контроль за исполнением поставленных задач."
"Каждый менеджер самостоятельно осуществляет анализ рынка, профессионально распределяет свои усилия и время на общение с клиентом..."

7 мая 2016г.
0.0157 (0.0014)
//