Бюджет автоматом. Фаза анализа.
Для начала попытаемся разобраться, зачем вообще нужна фаза анализа. Здесь все достаточно просто: нам необходимо понять, достигнута ли цель, и выявить факторы, способствующие/препятствующие этому. Анализ необходим, чтобы определить сильные/ слабые стороны бизнеса. Причем нужно помнить как о субъективных, так и об объективных факторах.
В бюджетном управлении анализу в первую очередь подлежат отклонения от плановых величин. Поначалу основной причиной этих отклонений будет тривиальное некачественное планирование (или чрезмерно оптимистичное, или чрезмерно пессимистичное), но буквально через 3-9 месяцев план-фактные отклонения из-за этих факторов уже должны быть в пределах 10 -15%, а то и меньше.
С другой стороны, полезными бывают и сравнения данных в динамике, и структурный анализ, и анализ основных групп, и многое другое. Наконец, финансовый анализ по уже известной нам формуле Дюпона позволяет оценить последствия каждого решения, и выбрать оптимальное.
Направлений для анализа множество, как и вариантов принятия решений, может быть много. Хотелось бы сейчас отметить не варианты анализа, а тот факт, что бюджетирование предоставляет полный набор финансовой информации для принятия решений, и самих возможных решений в таком случае должно быть не одно или два, а тоже целый спектр.
Таким образом, мы рассмотрели с вами фазы контроля и анализа — заключительные этапы управленческого цикла, которые подлежат автоматизации и являются обязательными звеньями грамотно построенной и бесперебойно работающей системы бюджетного управления компанией.
Властелин колец
А теперь о Главном. Если вы обратили внимание, в основе схемы фазы выполнения лежит тот же цикл управления, о котором мы говорили в предыдущей статье. Не надо сильно напрягаться для того, чтобы увидеть старых знакомых — Целеполагание, Планирование, Выполнение, Контроль, Корректировка, Формирование управленческого воздействия.
Вы их видите? Парадокс? Да нет же! Любая подсистема управляемой системы должна и может быть УПРАВЛЯЕМА! И коль скоро это так, цикл управления и методы его автоматизации принципиально одинаковы, идет ли речь о предприятии в целом, некоторой области его деятельности (маркетинг, закупка/продажа, производство, управление персоналом и т.д.) или конкретных бизнес-процессах, являющихся частью областей деятельности.
Если перенестись в мир геометрических аллегорий, то цикл управления является типичным фракталом - регулярным геометрическим элементом, часть или части которого могут в свою очередь являться исходным элементом, представляя собой зримый образ рекурсии. Узоров, являющихся комбинациями циклов-колец, бесконечно много, и каждый конкретный узор может являться интерпретацией/описанием системы управления неким РЕАЛЬНЫМ объектом/ предприятием. Или, наоборот, любое управляемое предприятие является просто интерпретацией какого-то переплетения колец. Совершенный узор - совершенная система управления - совершенное предприятие. Любой изъян в узоре означает СОВЕРШЕННО РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ в этой жизни.
Ассоциация с геометрией уместна еще и потому, что бюджетирование выполняет структурообразующую роль в развитии предприятия, проектируя его будущее.
Описав в формальных терминах и цифрах будущее состояние через месяц, квартал, год — все сотрудники начинают понимать конкретно, к чему стремится их компания и к чему они должны стремиться. Далее, составив оперативные бюджеты и расписав основные действия через цифры, руководитель полностью описывает свое желаемое будущее состояние, и траекторию его достижения. Все начинают работать по этому плану, двигаясь по намеченной траектории к поставленной цели.
А что делает в это время руководитель? Нет, не то, что вы подумали. Руководитель не отдыхает на Канарах. Он задумывается о следующих целях, способах повышения эффективности работы, новых рынках. Хотя, возможно, он и занимается всем этим на Канарах... Вот тогда он действительно властелин своего будущего!
<< Назад Далее >>